«Жить трезво!» Интервью с протоиереем Игорем Бачининым — председателем братства «Трезвение»

Отец Игорь — широко известен в кругу трезвого движения. Его цикл бесед о трезвости стал для многих людей ступенькой к новой жизни. Более 30 лет возглавляет созданную им приходскую школу трезвости, являясь настоятелем храма святителя Николая Чудотворца при Уральском Государственном Горном Университете, а также заведующим кафедрой теологии в этом же ВУЗе г. Екатеринбурга, он находит силы приезжать каждый год на озере Увильды, чтобы вдохновлять людей на принятие обета трезвости, рассказывает о важности получения систематического богословского образования, проводит личные встречи и собрание членов правления Иоанно-Предтеченского братства «Трезвение».

5 июля настоятелю храма Благовещения Пресвятой Богородицы на Динамо удалось встретиться с отцом Игорем и записать небольшое интервью, которые мы предлагаем Вашему вниманию.
  • Батюшка, мы приехали из Миасса, чтобы для наших горожан осветить слет трезвости, который проходит на озере Увильды. Какие основные моменты идеи трезвости? Что такое обет трезвости и его давать человеку, который решил вести трезвый образ жизни?

Если в двух словах, то нужно сказать, что трезвость — это традиция русского народа. И, к сожалению, эта традиция в настоящее время предана забвению, а наши соотечественники усвоили миф о том, будто бы русские — это пьяные, что русские — это водка, матрешки и балалайка, якобы, это символ Руси. По крайней мере, нам пытаются такой образ внедрить. А на самом деле это не соответствует исторической действительности, так как трезвость это христианская добродетель, я бы даже сказал, это базовая, национальная ценность для нас для россиян. Слёт ставит перед собой задачу рассказать об этой традиции, рассказать о том, почему человеку нужно быть трезвым, и самое главное как сохранить трезвость своих детей и передать эту трезвость нашим потомкам.

  • Обет трезвости. Расскажите о нем.

Обет трезвости — это одно из духовных средств борьбы со страстью пьянства. Многие люди слышали о какой-то 12 -шаговой системе. Нуждающиеся в помощи обращаются куда угодно, а в церковь же, как правило, приходят в самую последнюю очередь. А ведь у нас есть своя традиция, есть свой исторический опыт! Человек дает обет трезвости, он стает членом приходского общества трезвости. Ведь всякому, кто желает сохранить себя в трезвости нужна, я бы сказал, такая поддерживающая и развивающая среда. В этом отношении слет является такой средой.

У нас даже был такой случай. Один из наших прихожан рассказывал, что его супруга пригласила его на этот слет. И как она говорит: «если бы я ему сказала, что это слет трезвости, то он вряд ли бы поехал, а я позвала его на рыбалку (он у меня любит рыбачит)». Он приехал, поехал порыбачил, потом смотрит, говорит лекции читают, никто не курит, никто не пьет. «Я», — говорит, — «начал чувствовать себя неуютно. Ходят мужчины, разговаривают между собой и я с сигаретой. Сначала где-то мыкался по кустам, бегал, потому что смущался. А потом понял, что это я — взрослый мужик и так себя веду. Решил послушать их, почему они живут трезво, почему они не курят и не пьют. И когда они рассказали, почему они так делают, я посмотрел совсем по-другому на себя. И вспомнил, что я сам в себе всегда в душе говорил, что это плохо, неоднократно давал обещание самому себе, что буду менять свою жизнь… А эта поляна, этот слет, это сообщество людей, которые являются единомышленниками дали мне толчок в этом направлении». С этого момента началась его трезвая жизнь.

Обрести личную трезвость, рассказать человеку о том, как можно себя в этой трезвости сохранить на своем приходе, в своей семье, помочь страждущему человеку. Собственно говоря слет и ставит такие задачи, но и параллельно с этим возникает ещё многие другие направления работы, когда мы рассказываем о семье, о том как устраивать взаимоотношения друг с другом, как выстроить приходскую жизнь, как наладить взаимоотношения в приходе, как решать социальные проблемы, как принять в них участие, где найти на эти проблемы деньги. Все подобного рода вопросы насущные, важные, актуальные — и мы стараемся здесь вместе собираться, делится опытом. У кого-то, безусловно, уже есть опыт, у кого-то есть опыт отрицательный — это тоже опыт, который может нам тоже помочь. И вот так, с Божьей помощью, проходит слет в течение одной недели и очень многие люди уже одиннадцатый год сюда приезжают для того, чтобы пообщаться, подкрепиться новыми идеями, новыми друзьями, связями, чтобы жить трезво!

  • Батюшка, а слово трезвость в данном случае относится, как мы привыкли, к алкоголю или к чему-то еще?

Есть такой библейско-богословский энциклопедический словарь и его автор архимандрит Никифор ещё в 19 веке дает определение понятию «Трезвость». Если мы о человеке говорим как о существе состоящим из тела, души и духа, то трезвость для тела проявляется в воздержании, для души — в здравомыслии, для духа — в трезвении. Трезвость — это в первую очередь разговор не о пьянстве и не о наркотиках. Трезвость — это разговор о внутренней жизни человека, это о его взаимоотношениях с Богом. О его взаимоотношениях с ближними. Совершенно очевидно, что когда в семье кто-то начинает жить не трезво, то семья начинает рушиться, там возникают ссоры, конфликты. В такой среде воспитываются дети. Откуда они научаться любить, трудиться? Трезвость — это гораздо шире, чем разговор о пьянстве, наркотиках, алкоголизме. Вещь это совершенно очевидная, по крайней мере, для нас. Человек должен жить трезво! В свое время один из великих людей сказал, что «Пьянство — это добровольное сумасшествие». Зачем человеку добровольно себя с ума сводить? Иоанн Златоуст — учитель церкви — говорил о том, что пьянеть, то есть лишаться трезвости, человек может не только от вина, он может пьянеть от гнева, от похоти, от чревоугодия. В этом отношении трезвость — это, в первую очередь, такая нравственная, качественная характеристика человеческой личности и как себя в трезвости сохранить, как воспитать эту трезвость — вот собственно говоря за этим мы здесь и собираемся.

  • Вчера я был на Вашей лекции и услышал такую мысль. что человек, который дал обет трезвости — ему легче потом себя держать в строгости, нежели тому, который такой обет перед Богом не давал, а сам себе сказал, мол, «я смогу себя сдержать»…

Батюшка, я бы сказал не в строгости, а в радости. Ибо Господь сказал «Ибо иго Мое благо, и бремя Мое легко» (Мф. 11:30). Трудность возникает не потому, что ему не хватает какой-то строгости, а возникает потому, что мы удаляемся от Бога… Словами объяснить это очень будет непросто. Я действительно вчера на лекции об этом говорил, как о прожитом конкретном человеческом опыте, который имел опыт жизни нетрезвой, который имел опыт жизни по обету трезвости и опыт трезвой жизни без обета. И человек этот на своем личном опыте сказал, что мне по обету жизнь легче, «Ибо иго Мое благо, и бремя Мое легко» (Мф. 11:30).

Благодать Божья нам в этом во всем содействует и наверно об этом опыте сложно говорить. Потому что это личный, духовный, сердечный опыт человека. Можно к нему призвать, можно показать в жизни другого человека, но чтобы прожить — это нужно личное усилие человека и стремление этот опыт приобрести.

Книги отца Игоря можно найти на сайте отдела по церковной благотворительности и социальному служению Русской Православной Церкви:

http://www.diaconia.ru/find?rubric=books&keyword=%D0%A2%D1%80%D0%B5%D0%B7%D0%B2%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B8&type=keyword